Эксперты

Лучшие статьи казахстанских авторов по экономике и финансам

Областные социальные расходы добывающих компаний

Несмотря на значимость социальных расходов, не стоит забывать об изначальной ответственности государства в предоставлении государственных услуг, реализации социальных и инфраструктурных проектов. Однако, поскольку подобные проекты финансируются и реализуются дополнительно и за счет средств нефтяных и горнодобывающих компаний, общественный контроль, постоянный мониторинг и заключительная общественная оценка должны занимать важное место в процессах принятия решений на местах. Это может быть обеспечено посредством создания или интеграции в уже существующие механизмы многостороннего взаимодействия гражданского общества, компаний и государственных органов в лице акиматов и маслихатов.

Одной из важных статей расходов добывающих компаний являются средства, направляемые на социальное развитие регионов и местной инфраструктуры. Данные расходы являются значимыми для регионов, так как напрямую влияют на инфраструктурные проекты и социально-экономическое развитие регионов и направляются в соответствии с договорными отношениями между Правительством Казахстана и добывающими компаниями.

 Социальные расходы классифицируются по следующим направлениям:

  • Строительство и капремонт объектов инфраструктуры;
  • Благоустройство населенных пунктов;
  • Культурно-массовые мероприятия;
  • Спортивно- оздоровительные мероприятия;
  • Образовательные мероприятия;
  • Здравоохранение;
  • Прочие расходы на социальную сферу;
  • Перечислено на Код бюджетной классификации 206109 (местный бюджет);

Расходы на социальное развитие: тренды

В рамках расходов на социальное развитие регионов и местной инфраструктуры было выделено 165,3 млрд.тенге, что в среднем составляет 41,3 млрд.тенге. Данная сумма представляется существенной, учитывая их целевое назначение – региональное развитие – нежели только лишь покрытие текущих расходов. Так, например, бюджет города Караганда в 2015 году составил 41,5 млрд.тенге (Решение ХLII сессии V созыва Карагандинского городского маслихата от 19 декабря 2014 года № 394), включая осуществление многочисленных государственных услуг и реализации программ, содержание аппарата государственных служащих, финансирование образования и здравоохранения.

В 2010 году общий объем расходов на развитие регионов и местной инфраструктуры составили 52,5 млрд.тенге, в 2011 году – 41,6 млрд.тенге, в 2012 году – 34,88 млрд.тенге и в 2013 году – 36,3 млрд.тенге. Большая часть была выделена предприятиями нефтегазовой отрасли, значительно меньше горнорудными предприятиями. В 2012 году в связи со значительным снижением расходов нефтяных предприятий и ростом расходов горнорудного сектора их разница максимально сократилась, но оставалась заметной.